Племя датог (татог, барабайг) называют самым дружелюбным и гостеприимным в Африке. Эта полуоседлые скотоводы из Танзании никогда не обидят гостя. Хотя сами они постоянно подвергались (да и до сих пор подвергаются!) гонениям со стороны государства и более сильных соседей, наверное, не найти на Черном континенте более миролюбивых и добродушных людей.

Африканские пацифисты

 Подростки изготавливают из камня поделки для туристов

Подростки изготавливают из камня поделки для туристов

Главными гонителями народа датог являются масаи. В отличие от воинственных масаев, датог – настоящие пацифисты. Оружие им нужно только для охоты. У датог даже отсутствует традиция боевой раскраски лиц и тел, присущая практически всем африканским племенам. Так что нет ничего удивительного в том, что в XVIII веке масаи вытеснили датог из их традиционных мест обитания – гигантского вулканического кратера Нгоронгоро и его окрестностей. Беглецы было облюбовали территории чуть севернее, но в этих местах появилось еще одно довольно агрессивное племя – ираку. Датог вынуждены были мигрировать еще дальше. Самый север Танзании и стал их новой родиной.

Подобный пацифизм в прошлом аукается и в настоящем. Те же масаи до сих пор презирают датог и считают их гораздо ниже себя. Властям Танзании периодически приходится вмешиваться, когда масаи при случайной встрече где-нибудь вне обитаемых мест отбирают у кочевников скот и имущество. Они искренне верят в то, что имущество датог – их законная добыча. Спасибо уже на том, что оставили в живых!

Противостоять воинственным соседям датог мешает не только миролюбие. Дело в том, что они категорически отказываются от достижений цивилизации. Разве что используют кое-какие металлические вещички (например, латунные гильзы) для украшений да изготавливают обувь из кусков покрышек (в Африке их называют «протекторшуз»). Оружие же датог используют самое примитивное – луки и копья, но только для охоты. Масаи же практически поголовно вооружены автоматами Калашникова.

Никакой цивилизации!

 Скот является главной валютой и ценностью племени

Скот является главной валютой и ценностью племени

Отказавшись от благ цивилизации, датог сохранили свои древние обычаи в первозданном виде. Если окрестные племена перенимают чужие религии – христианство либо ислам, народ барабайг по-прежнему верит в духов. Очень уважают в племени колдунов. При этом датог, пожалуй, единственный африканский народ, где колдуном может стать женщина. Но, конечно, не любая. Колдунами и колдуньями становятся только выходцы из самых могущественных и влиятельных кланов.

Семьи у датог очень большие. Мужчина может брать неограниченное количество жен, было бы чем заплатить ее роду выкуп. Состоятельный муж и его жены (порой до 12 дам!) живут в большом доме. Рядом обычно находятся несколько глиняных хижин поменьше: в них обитают бедные родственники или подросшие дети хозяина. В семье никто не бездельничает: мальчиков с 3-4 лет начинают приучать к охоте, девочек – к уходу за скотом. Родственники-приживальщики до самой смерти выполняют роли слуг или батраков. Хотя в последние годы датог стали заниматься и земледелием, благосостояние клана по-прежнему измеряется количеством скота. Датог разводят быков зебу, овец и коз.

Многие женщины имеют больше 10 детей, причем не обязательно от мужа. Если девушка родит до брака, окружающие не видят в этом ничего позорного. Отцом и опекуном малыша в этом случае считается ее брат. При такой плодовитости, казалось бы, численность народа датог должна очень быстро расти. Однако, как и в начале XX века, их насчитывается менее 100 тысяч человек. Причина в том, что кочевники не обращаются к врачам, а пользуются услугами колдунов, а потому у них очень велика детская смертность. До совершеннолетия доживает лишь каждый третий ребенок. Да и взрослые умирают достаточно молодыми, в племени редко можно встретить старика.

А волосы – закопать!

 Колдунья с бубном в окружении женщин пытается вызвать дождь

Колдунья с бубном в окружении женщин пытается вызвать дождь

Датог исключительно суеверны. Колдовские обряды сопровождают их с самого рождения. Новорожденного ребенка, например, обмывают свежей коровьей мочой − это символизирует обряд очищения, отделения от матери. Обрезанную пуповину молодой мамы вплетают в традиционные кожаные юбки − это означает, что малыш включен в семью.

У соседних воинственных племен распространен обряд скарификации: нанесения шрамов почти на все тело. Датог более гуманны: они прижигают тело новорожденного в нескольких местах, «рисуя» небольшие точки, в том числе на лбу и над верхней губой. Эта церемония называется «бест» (по-датогски − «огонь»). Ее проводят между седьмым и сороковым днем от рождения. Нанесенные отметины, согласно верованиям датог, отрывают ребенка от мира природы, перенося его в мир людей.

Родившую женщины поселяют отдельно – порой на срок до года. Она имеет право выйти из дома только по нужде, а контактируют с ней лишь ее родственницы. Все это время женщина должна сбривать ребенку отрастающие волосы и отдавать их родным. А те, в свою очередь, зарывают волосы в укромных местах. Считается, что через волосы в ребенка могут забраться злые духи.

Духи причастны и к тому, что ребенок плачет по ночам. Поэтому сразу после родов в дом приходит колдун, который надевает малышу на ножки два браслета. Считается, что они отпугивают духов. Если ребенок все-таки начинает плакать (без чего, конечно, не обходится ни один новорожденный), женщина исполняет ритуальный танец, постукивая кулаками по стенам жилища. Так она мешает злым силам сглазить младенца.

Счастливые и довольные

 Жизненный уклад датогов за последние века практически не изменился

Жизненный уклад датогов за последние века практически не изменился

С детства мальчиков отцы обучают охоте. К пяти годам ребенок уже может самостоятельно добывать пищу, убивая метким выстрелом из лука птиц или мелких зверьков. Девочки к этому времени уже вовсю ухаживают за скотом. Власти Танзании, которые в открытую называют датог «неразумными дикарями», всячески пытаются цивилизовать их, например, открывая интернаты для их детей. Некоторые родители (хотя и крайне редко) поддаются на уговоры… В итоге школьники, приехавшие домой на каникулы, подвергаются насмешкам. Ведь вместо того чтобы учиться важным делам – охоте и уходу за скотом, – они сидят за бесполезными книгами! В итоге редкий ребенок учится больше года, чаще всего они сбегают обратно в племя и возвращаются к привычному образу жизни.

Датог сохранили множество древних ритуалов, но самыми важными считается инициация, вступление во взрослую жизнь – как юношей, так и девушек.

Девушки, вступившие в пору зрелости, собираются в укромном местечке. Там зрелые женщины умащивают их тела маслом и вешают на шею бусы, свидетельствующие, что девушки готовы к замужеству. Затем участницам обряда вручают деревянные палки, символизирующие мужской орган. Девушки отправляются по домам, причем всех встречных мужчин избивают этими самыми палками. Несколько десятилетий назад датог вслед за соседними племенами переняли процедуру женского обрезания. Но после массовой гибели женщин – от кровопотери, антисанитарии и отсутствия медицинской помощи – от нее отказались. Сейчас в племени осталось всего несколько пожилых женщин, подвергшихся в свое время этой жестокой процедуре.

А вот у мальчиков обрезание – обязательный элемент инициации. Происходит это в возрасте от 12 до 16 лет. Чем более обеспеченная семья, тем раньше подросток может вступить во взрослую жизнь, построить свой дом и привести туда жену. Обряд инициации обходится недешево. Родители подростка обязаны пригласить всю, даже самую дальнюю родню (порой несколько сотен гостей), накормить и напоить эту ораву. Кроме того, необходимо одарить скотом колдунов, которые непосредственно производят обрезание. После процедуры гости пьют медовую брагу, танцуют и поют песни. Датог довольно быстро напиваются, поэтому частенько праздник перерастает в грандиозную драку. Правда, использовать оружие в ней категорически запрещено. Нарушителя ждет самое суровое наказание – от изгнания из племени до смерти.

Датог отказались получать от цивилизованного общества любую помощь (например, медицинскую), зато приобрели алкоголизм (в последние годы многие мужчины спиваются) и целый букет венерических заболеваний. Поэтому проводники предупреждают туристов, решивших посетить деревню датог:

– Согласно традициям гостеприимства, они обязательно предложат вам провести ночь со своей женой. Не соглашайтесь − многие из них больны.

Украшения из гильз да «протекторшуз» – вот и все «ценности» цивилизации, что взяли датог в свой жизненный уклад. Они счастливы и довольны в своем мире и не собираются его менять.

Автор: Андрей ЛЕШУКОНСКИЙ